Новости

На ПМЭФ обсудили, как эффективно развивать ключевые компетенции для будущего рынка труда

В рамках Молодежного дня Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «В фокусе – надпрофессиональные компетенции: эффективное развитие ключевых компетенций для будущего рынка труда». Эксперты обсудили практические и экономически обоснованные подходы к развитию надпрофессиональных компетенций в высшем образовании. Модератором сессии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

В дискуссии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, директор HeadHunter по связям с государственными органами Виталий Терентьев, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина, заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по промышленности и торговле Мария Василькова, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина, директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт «Яков и партнеры» Илья Иванинский, ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук. Модератором дискуссии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Открывая дискуссию, Дмитрий Гужеля, отметил – рынок труда становится все более динамичным и конкурентоспособным, требования к молодым специалистам постоянно растут.

«Надпрофессиональные компетенции, такие как эффективное обучение и саморазвитие, умения работать в команде, быстро принимать решения и действовать в новых условиях становятся все более важными для карьерного роста. Корреляция между универсальными компетенциями и профессиональным успехом очевидна, поскольку специалисты, обладающие этими навыками, способны быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, выделяться на фоне конкурентов и достигать профессиональных целей, – сказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. Кроме того, «гибкие навыки» напрямую влияют на бизнес-показатели российских компаний, большинство из которых сегодня работают с учетом разного рода внешних ограничений и санкций. Потому сотрудники, способные находить нестандартные решения, быстро реагировать на новые вызовы и эффективно взаимодействовать как внутри компании, так и за ее пределами, помогают предприятиям повысить эффективность всех производственных процессов, как следствие, сделать бизнес успешным, стать лидером на рынке».

В формате живой дискуссии эксперты обсудили, что необходимо для развития ключевых компетенций для будущего рынка труда.

«Благодаря проекту «Центры компетенций» президентской платформы «Россия – страна возможностей», работа по оценке и анализу блока надпрофессиональных компетенций в высшей школе становится системной, – подчеркнула заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. – Сегодня в наших вузах функционируют уже 127 таких Центров во восьми федеральных округах, Плюс один Центр открылся недавно в Кыргызско-Российском Славянском университете. Охвачена треть системы высшего образования. Мы можем определять уровень надпрофессиональных навыков у студентов при поступлении, в процессе обучения и на выходе из вуза. Это позволяет правильно корректировать образовательные программы и формировать внеучебные активности. И, конечно, паспорта компетенций студентов – это значимый показатель для работодателя. Активность, устремленность к цели, способность работать в команде и прочие «мягкие» навыки, которые всем хорошо известны, определяют ценность сотрудника».

Заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева в своем выступлении подчеркнула, что грань между профессиональными навыками и надпрофессиональными компетенциями становится тоньше, а внимание к их развитию все больше. Особенно важно, по ее словам, сформировать «гибкие навыки» у будущих педагогов.

«В текущей действительности мы видим все большее переплетение – универсальные компетенции становятся необходимыми для определенного спектра профессий. Например, навыки эмоционального интеллекта и коммуникативная грамотность для учителя. Умение распознавать и понимать эмоции учеников, доступно и понятно разъяснять информацию, слушать и слышать, давать обратную связь – важные навыки, обеспечивающие качественное взаимодействие с учащимися, помогающие им выстроить взаимоотношения друг с другом. Эти навыки становятся все больше востребованы для наставников на предприятиях при внедрении новых технологических решений, – сказала Наталия Киселева. – В век цифровых технологий развитые коммуникативные навыки, работа со своими и чужими эмоциями для многих профессий становятся обязательными. Потому важно совершенствовать надпрофессиональные навыки с раннего возраста».

Директор HeadHunter по связям с государственными органами Виталий Терентьев отметил, что тема дискуссии актуальна, поскольку посвящена проблематике развития надпрофессиональных навыков на самом раннем этапе карьеры и стремительного повышения их ценности на рынке труда.

«Выпускник вуза или ссуза, имеющий опыт работы, сезонной или стажировки, всегда имел повышенную ценность в глазах работодателя и необходимый для оценки контент резюме (опыт, навыки). Сейчас, наоборот, происходит некоторое снижение критичности раннего трудоустройства в найме молодежи на первый план выходят надпрофессиональные навыки, – сказал Виталий Терентьев. – Вместе с этим на рынке труда все еще присутствуют серьезные барьеры в восприятии и оценке таких навыков как со стороны вузов, так и со стороны компаний. В рамках дискуссии мы обсудили, что уже сделано в этом направлении и что необходимо предпринять в ближайшее время, чтобы быть на шаг впереди постоянно меняющегося рынка и его требований к навыкам».

«В Госкорпорации «Росатом» в равной степени важно развитие как профессиональных компетенций, так и надпрофессиональных навыков человека, которые позволяют творчески, нешаблонно, при этом эффективно и социально приемлемо выполнять поставленные задачи и добиваться успеха. Они должны взаимодополнять друг друга и способствовать комплексному развитию человека. В своей работе мы уделяем особое внимание развитию таких надпрофессиональных компетенций у сотрудников, как партнерство, коммуникации, командность и другие. Кроме того, мы, конечно, активно помогаем осваивать данные компетенции молодежным лидерам и интегрировать соответствующие элементы обучения в образовательный процесс опорных вузов», – отметила генеральный директор «Корпоративной Академии Росатома» Юлия Ужакина.

Руководитель треков Росмолодёжь.Карьера и Росмолодёжь.Бизнес Дмитрий Литвин в ходе дискуссии отметил, что молодым людям крайне важно реализовать себя не только в роли профессионалов своего дела, но и получить компетенции для личностного роста.

«Молодежные советы компаний являются теми точками роста, где молодые специалисты получают надпрофессиональные навыки, находят единомышленников и воплощают в жизнь самые смелые проекты внутри компании. Такие объединения способствуют не только успешной карьере молодежи, но и создают благоприятную среду для развития талантов и инноваций в обществе в целом. Миссия трека Росмолодёжь.Карьера – открыть новые возможности для профессиональной самореализации каждого, в том числе, через такие сообщества», – сказал Дмитрий Литвин.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по промышленности и торговле Мария Василькова уверена мы находимся на пороге новой эры в промышленности, где успех будет определяться не только технологическими инновациями, но и уровнем подготовки кадров.

«Для достижения технологического суверенитета необходима модернизация системы образования и создание новых форматов практико-ориентированной подготовки. Нас ждут значительные изменения в производственных системах, которые будут характеризоваться ростом интеллектуализации и роботизации, а также внедрением экологически чистых технологий, – подчеркнула Мария Василькова. – Эти изменения требуют новых квалификационных требований и высокого качества рабочих мест. В ближайшие пять лет радикально изменятся почти половина всех рабочих мест, что обуславливает необходимость подготовки кадров для новых технологических цепочек и рынков».

Ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук поделился опытом, что делает университет, чтобы минимизировать разрыв между запросом работодателей и возможностями студентов.

«Самые главные барьеры и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, связаны с тем, что мы, к сожалению, до сих пор говорим о компетенциях на разных языках. Но в этом направлении мы ведем работу. Если говорить про «гибкие навыки», то университет тесно сотрудничает с разными региональными акторами, осуществляя анализ уровней проявленности компетенций у участников различных конкурсных отборов, – добавил Иван Романчук. – Эффективное преодоление обозначенных ранее барьеров связано, прежде всего, с партнерским взаимодействием между университетом, правительством и бизнесом, для того чтобы молодой человек увидел всю палитру возможностей для саморазвития внутри региона и после окончания обучения остался в области, увеличивая тем самым региональный человеческий капитал».

Директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, партнер-эксперт «Яков и партнеры» Илья Иванинский отметил, что сегодня искусственный интеллект оказывает большое влияние на все сферы жизни, поэтому на первый план выходят навыки, которые важны для работы с новыми технологиями.

«Профессиональные и надпрофессиональные компетенции – это перетекающие друг в друга навыки, между которыми очень тонкая грань. Мы сейчас переживаем интересную эпоху, во многом связанную с развитием технологий. Искусственный интеллект влияет и дальше будет влиять на нашу жизнь, потому важными становятся такие навыки как умение работать с технологиями и понимать, как они устроены, навык управления (люди на базовом уровне должны уметь анализировать и ставить задачи). В-третьих, в мире, который меняется под влиянием искусственного интеллекта, мы никогда не будем знать все – ИИ будет знать больше. Но, чтобы получать информацию, нужно уметь задавать вопросы, – и этот навык, важно развивать», – сказал Илья Иванинский.

Участники дискуссии пришли к выводу, что эффективные надпрофессиональные компетенции должны быть реализованы и внедрены на основе фундаментальности образования, сближения с высокотехнологичным бизнесом.

«Работа со студентами российских вузов ведется в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Ежегодно мы совершенствуем подход к работе с молодым поколением, основываясь на потребностях российского бизнеса. Несмотря на то, что проект направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства, полученные навыки также отвечают требованиям российских корпораций к молодым кадрам, – добавила Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. – Важно, чтобы образовательная среда и бизнес выстраивали эффективный диалог для раскрытия потенциала молодых кадров через синергию научной деятельности, социальной активности, бизнес-практики и института наставничества».

Завершая дискуссию, эксперты выразили мнение, что для эффективной системы подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, важна слаженная работа всей системы – президентская платформа «Россия – страна возможностей», как коммуникационная площадка, способствует налаживанию тесного взаимодействия между университетами, работодателями и органами власти.
Еще больше новостей читайте в наших социальных сетях:

ВКонтакте: https://vk.com/ccenter_rsv

Телеграм: https://t.me/softskills_rsv