Новости

Что мотивирует и демотивирует российских студентов: обновленное исследование экспертов платформы «Россия – страна возможностей»

Эксперты Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» представили результаты оценки надпрофессиональных компетенций студентов 2023-2024 учебном году. Для этого были изучены данные, собранные в ходе диагностики участников проекта «Центры компетенций».

В тестировании проекта «Центры компетенций» в 2023-2024 учебном году приняли участие 205 065 студентов (для точности исследования некорректные ответы респондентов не учитывались) из 232 университетов России. По результатам проведенного анализа у респондентов, прошедших диагностику в 2023-2024 учебном году, в среднем выше компетенция «Анализ информации». У респондентов, участвовавших в проекте в прошлом сезоне, выше проявленность компетенции «Клиентоориентированность».

«В 2023-2024 учебном году, как и в прошлом сезоне, у юношей в большей степени проявлены те компетенции, которые можно отнести к индивидуальным, связанным с уверенностью в себе: «Планирование», «Ориентация на результат», «Стрессоустойчивость», «Следование правилам» и «Коммуникативность», – сказала главный специалист направления методологии отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Анастасия Садова. – У девушек лучше проявлены компетенции, которые относятся к социальному взаимодействию: «Партнерство», «Клиентоориентированность», «Эмоциональный интеллект», а также у них в среднем выше результаты по тесту, измеряющему пассивный словарный запас. По компетенциям «Анализ информации», «Саморазвитие» и «Лидерство» в этом сезоне между респондентами мужского и женского пола ярких различий нет, при этом в прошлом сезоне компетенция «Лидерство» в среднем была выше у девушек».

Руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина, представляя анализ данных проекта за этот год, отметила, что на протяжении двух последних сезонов сохраняются тенденции при сравнении результатов первого и четвертого курса студентов.

«Обучающиеся выпускного курса показали в среднем выше результаты по компетенциям «Анализ информации», «Лидерство», и тесту, измеряющему пассивный словарный запас. Это может быть связано с тем, что по мере освоения программы развиваются навыки работы с информацией, появляется опыт участия в проектах в роли лидера, а знакомство с различной терминологией расширяет словарный запас и эрудицию, –сказала Екатерина Степашкина. – У студентов первого курса в среднем выше результаты по компетенциям «Стрессоустойчивость», «Ориентация на результат», «Коммуникативность», «Следование правилам» и «Саморазвитие», что может отражать их большую открытость миру и воодушевленность, которая снижается в процессе специализации».

Данные, собранные в ходе оценки, легли в основу обновленного исследования «Мотивация и ценностные установки студентов и молодых специалистов». Его авторы – руководитель и ведущий специалист отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина и Юлия Хиль. Исследование проводилось апреле-мае 2024 года.

По результатам данного исследования студентов высших учебных заведений в 2023-2024 учебном году к профессиональной деятельности мотивируют следующие факторы: «саморазвитие» (возможность узнавать новое), «смысл» (ощущение ценности деятельности), «принадлежность» (чувствовать себя частью группы), «условия работы» (возможность работать в удобной и благоприятной для здоровья среде) и «заработок» (возможность добиться высокого уровня материального благополучия).

Причем, для большинства специальностей мотивирующие факторы совпадают, однако есть некоторые различия. Например, заработок не является приоритетным для студентов, изучающих гуманитарные науки. Условия работы не так важны для инженерных и сельскохозяйственных специальностей. А вот альтруизм является важным мотивом для медиков и гуманитарных наук.

Что же отталкивает? Студентов всех специальностей демотивируют ощущение скуки, застоя, отсутствие перспектив, роста, развития – в этом случае есть большой риск выгорания от рутины. Практически все направления обучения (кроме будущих медиков и гуманитариев) демотивируются автономией (изоляция от команды или профессионального сообщества, риск потерять поддержку со стороны коллег).

«Анализ демотиваторов показал, что для студентов всех направлений обучения стабильность (ощущение застоя) является демотивирующим фактором в работе. Также практически все направления обучения, за исключением педагогических специальностей и специальностей, связанных с искусством, не готовы к публичности и рискам, связанным с поддержанием собственной экспертной позиции, – подчеркнула руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина. – Представители направления сельского хозяйства, в отличии от всех остальных, не боятся традиционной системы в работе (устоявшихся норм и правил, консерватизма в корпоративной культуре). Также альтруизм (помощь другим в развитии в ущерб себе) является демотиватором для направлений искусства и наук об обществе».

Отметим, что кластерный анализ в рамках результатов по компетенциям позволил выделить три примерно равные по количеству человек группы респондентов.

«Первая группа – «выдающиеся», оценивающие себя высоко по всем компетенциям, кроме «следования правилам» – менее склонны следовать правилам, – добавила ведущий специалист отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Юлия Хиль.Вторая – это «педанты», которые оценивают свои компетенции ниже, чем представители других кластеров; при этом, у них отмечается более высокий уровень «пассивного словарного запаса» и они в большей степени, чем другие готовы следовать правилам».

И последняя группа – «сбаллансированные», оценивающие свои компетенции на среднем уровне, кроме «коммуникативности», которая проявлена высоко.
Еще больше новостей читайте в наших социальных сетях:

ВКонтакте: https://vk.com/ccenter_rsv

Телеграм: https://t.me/softskills_rsv